Мастер-класс для педагогов: "В гармонии с собой"
17 марта 2022
Мастер-класс для педагогов
по профилактике эмоционального выгорания
«В гармонии с собой»
Март 2022г. Воспитатель: Радкевич Л.М.
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Профилактики синдрома эмоционального выгорания»
Слад 2.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только трудовая нагрузка, вместе с ней растёт и нервно-психическое напряжение личности, возникает переутомление.
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Слайд 3.
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- Познакомить с понятием «Эмоциональное выгорание»;
- Выявить признаки выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- Снизить уровень эмоционального выгорания педагогов.
Слад 4.
Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 5.
Причины эмоционального выгорания:
-Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
-Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки.
-Загруженность рабочего дня.
-Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир.
-Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
-Недостаточно времени для отдыха и общения.
-Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
-Недостаток сна.
Слайд 6.
Обобщение результатов исследования деятельности позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия - на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и т. д.) . Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех - пяти лет.
Слайд 7.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности ; в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний) ; повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Слайд 8.
Третья стадия - собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.
Слайд 9.
Существует китайская пословица: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму».
Вот и мы с вами «именно сегодня» в ходе практической деятельности попробуем оптимистически посмотреть на себя и окружающий мир.
Упражнение «Поза Наполеона».
- Коллеги, сейчас по моей команде: «Раз, два, три» вам необходимо всем одновременно показать одно из трёх предложенных мною движений (какое понравится).
Участникам показывается три движения:
-руки скрещены на груди,
-руки вытянуты вперёд с раскрытыми ладонями,
-руки сжаты в кулаки.
По команде ведущего каждый участник показывает одно из 3-х движений. Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий:
Это упражнение показывает не только то, насколько вы готовы к работе, но и может быть поводом для размышления в рамках нашей темы. Если большинство показали ладони, значит, вы готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Слайд 10.
Упражнение «Хвалю себя за то, что…»
- Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу:
«Я хвалю себя за то, что…»
(педагоги продолжают фразу.)
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справилась!», «Как я люблю себя!».
Вы похвалили себя, а я похвалю вас. МОЛОДЦЫ!
А сейчас я предлагаю заняться арт-терапией.
Слайд 11.
Арт-терапия – это простой, доступный и эффективный способ справиться со стрессом, повысить настроение и зарядиться оптимизмом. Для снятия эмоционального напряжения предлагаю использовать раскрашивание мандал с помощью различных круп.
Слайд 12.
Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг». У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, психической гармонии.
Слайд 13,14, 15.
Рисование и разукрашивание мандал крупами помогает снять внутреннее напряжение, сосредоточиться, успокоиться.
Повышает работоспособность, дарит новые ощущения и положительные эмоции. Способствует расслаблению, снятию раздражительности и стресса, активизации мышления и воображения.
Чем же привлекательно и интересно рисование крупами? Во-первых, крупа доступна и она готова к применению. Поверхность рисунка получается рельефной и текстурной.
Крупы активно используется в работе с детьми для решения различных развивающих задач. Заниматься этим веселым делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьёй.
Слайд 16.
Дети с любопытством и большим интересом занимаются данной техникой рисования.
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются подносы с насыпанной на них крупой. Дети с большим удовольствием могут рисовать по ней пальчиками.
Слад 17.
Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить простые уже готовые рисунки, либо дети могут их нарисовать сами.
Слайд 18.
Детям старшего дошкольного возраста предлагаются графические шаблоны-мандалы, с заданным узором.
Слайд 19.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
Лучше всего конечно использовать в данной технике рисования картон, так как обычный альбомный лист может деформироваться от большого количества клея или испортить будущую картину. Аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую непосредственно будет насыпаться крупа. Клей лучше накладывать толстым слоем. Это позволит крупинкам хорошо приклеиться и надежно удержаться на основе. В качестве материала для творчества используются различные сухие крупы (гречка, пшено, манка, рис, перловка и т. д.). Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами.
Я предлагаю Вам разделиться на подгруппы и проявить свое творчество, разукрасить мандалы.
(Работа педагогов. Включить музыку)
Слайд 20. Таким образом, использование игровой арт-терапии дает возможность создавать условия для переключения с одного вида деятельности на другой, позволяют снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт. Игра удивительным образом успокаивает, расслабляет, формирует веру в свои силы.
Обратная связь: - Коллеги, я попрошу вас встать в круг. У меня в руках горящая свеча. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесла ему наша встреча, высказать свои впечатления, пожелания или замечания.
Слайд 21.
- Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось как надо.
--Большое спасибо за ваши высказывания. «Берегите себя для себя! И спасибо вам за внимание!»